Старинная умирающая усадьба в наукограде Пущино, расположенная на берегу р. Ока.
Очередной исчезающий объект исторического и культурного наследия федерального значения, на который, тем, кто может предотвратить исчезновение - плевать, а тем, кому он не безразличен - остается только наблюдать со стороны за незамысловатым процессом.
И так, сегодня речь пойдет об усадьбе Пущино-на-Оке (не путать с
Усадьба, сама по себе является не то, чтобы усадьбой в полном смысле этого слова, а скорее "загородная резиденция" ее хозяина. Это объясняет не столь большие размеры здания, по меркам "усадебного" строительства. Построена была еще во второй половине XVIII века Яковом Ивановичем Арцыбашевым в стиле строгого классицизма. Помимо самого дома, на территории так же присутствовали: конюшня, амбар, дома обслуживающего персонала, птичник, церковь Успения Пресвятой богородицы, а так же парк с каскадом прудов. К сожалению, запущенность усадьбы привела к зарастанию парка, исчезновению церкви (вместе со склепом Я.И. Арцыбашева) и обрушению конюшни и амбара.
Вообще, в истории владения фигурируют такие фамилии, как Арцыбашевы, Офросимовы, Е.Е. Рогожин, Перловы, Лосевы, Н.Т. Каштанов. Так же с ней связаны имена А.Т. Болотова и композитора А.А. Алябьева.
Когда в XIX веке усадьба принадлежала Афросимовым, ее частым гостем был композитор Александр Алябьев, влюбленный в хозяйку - Екатерину Афросимову. Вдохновленный красотами окружающей природы, он в 1836 году сочинил здесь свою "Итальянскую арию для скрипки и фортепиано". После того, как Екатерина Афросимова овдавела, Алябьев, таки, женелся на ней.
К началу ХХ века, усадьба была приобретена чаеторговцем С.В. Перловым и переделана в неоклассическом стиле. Он начал с ремонта усадебной церкви и хозяйственных построек. Затем было проведено благоустройство парка, в котором появились аллеи модных в конце XIX века тополей. Но в 1910 г. он умирает и спустя 3 года усадьбу приобретает ее последний владелец, хозяин суконных фабрик в Москве и Серпухове Н.Т. Каштанов. Продолжившееся строительство дополняет дом с северной стороны 6-ти колонным портиком, а фасад здания украшается скульптурным фризом и лепниной. Есть основания считать автором реконструкции усадьбы известного архитектора Р.И. Клейна, осуществившего несколько проектов в Серпухове. К сожалению, завершить и эти работы по перестройке помешала сначала война, а потом революция.
Сразу после революции, из усадьбы была сделана сельская больница, просуществовавшая тут аж до 1971 года и перенесенная в г. Пущино. Во время ВОВ, в здании, где располагался ледник (рядом с конюшней) находился морг. Но и от него уже ничего не осталось. Так началось забвение комплекса.
Конечно же, это место окутано легендами. Есть мнение, что внутри дома сохранились потайные лестницы, ведущие в кабинет хозяина, а так же легенда о подземном ходе с одного берега р. Оки на другой. Засыпанного в наши дни ради безопасности. Увы, проверить это, возможности нет. Но всегда можно посетить выставку-экспозицию, что расположена в "Центральной библиотеке" городского округа Пущино, где хранятся вещи, документы, фотографии хозяев и многое другое, связанное с этим местом.
В разные годы, тут так же проходили съемки нескольких фильмов:
- фильм по повести А. Н. Толстого "Хромой барин" (1928 г.);
- съемки "Неоконченная пьеса для механического пианино" и финал фильма "Несколько дней из жизни Обломова" (Н.С. Михалков) (конец 1970-х);
- фильм "Не стреляйте белых лебедей" (1980 г.) (данные не точные);
Текущее положение делКак не парадоксально это звучит, но усадебный комплекс передан в ведение
На внешней стороне здания видны элементы отделки. Что творится внутри, сказать сложно, двери и окна заколочены досками и листами железа, но с улицы явно видны следы пожара на верхнем этаже.
Через какое-то время, после нашего появления тут, из граничащей с усадьбой частной избушки появилась бабуля с собакой и начала нас прогонять, мол, нечего тут делать. В итоге, объяснили, что просто снимаем и сейчас уйдем. Довели съемку до конца и на этом разошлись.
И напоследок парочка ссылок по теме.